D-CAT – это усовершенствованный тип дизельных двигателей D-4D производства концерна Toyota. Связана ли покупка машины с таким двигателем с большим риском?

двигатель D-CAT


Оглавление:

  1. D-CAT – с каких пор производятся?
  2. D-CAT – что это за технология?
  3. Плюсы двигателей D-CAT
  4. Недостатки двигателей D-CAT
  5. Заключение

Автомобили Toyota – одни из самых надежных автомобилей в мире. На протяжении многих лет было достаточно следовать сервисным рекомендациям производителя и правильно использовать автомобиль (без спортивной езды, перегрузок, чип-тюнинга), чтобы долгие годы можно было наслаждаться надежностью. То же самое и с автомобилями с бензиновыми двигателями.


К сожалению, с дизелями не все так радужно. Дизельные двигатели претерпели много больших и малых революций за последние двадцать лет. Они позволили еще больше снизить расход топлива. При этом дизельные двигатели стали такими же мощными и динамичными, как и их бензиновые аналоги. Они были оснащены дорогостоящими аксессуарами (форсунки Common Rail и турбокомпрессоры), что оказалось аварийным. Возникла необходимость в установке двухмассовых маховиков, также дорогих и изнашиваемых, чтобы защитить детали коробки передач и трансмиссии (карданные валы) от повреждений.


Однако наиболее проблематичным было введение все более жестких норм выбросов выхлопных газов. Это вынудило производителей использовать ряд катализаторов и системы рециркуляции выхлопных газов EGR. После введения стандарта Евро 5 возникла необходимость оборудовать каждый двигатель очень неприятным сажевым фильтром. Стандарт Euro 6, который резко снижает выбросы оксидов азота, вынудил использовать сложные системы каталитического восстановления SCR, для работы которых требуется жидкость AdBlue. Машины стали тяжелее (каждая система добавляет лишние килограммы), капризнее и аварийнее. Хотя у дизелей ломаются узлы оборудования, поставляемого на производственные линии сторонними производителями, многие клиенты переносят свой гнев на производителей автомобилей.


Одна из самых неприятных частей аксессуаров, которые используются в современных дизелях - это сажевый фильтр. Он забивается при частой езде по городу, и его очень дорого заменять. Большим преимуществом двигателей D-CAT является использование очень сложного сажевого фильтра, который при эксплуатации оказался стопроцентно надежным. К сожалению, у этих двигателей есть и серьезные недостатки.


D-CAT – с каких пор производятся?

Двигатели D-CAT – это разновидность дизельных двигателей семейства D-4D. Выпускаются с 2005 года. Они устанавливались под капотами Toyota Avensis, Toyota Auris, Toyota RAV4 и Lexus IS220.


Двигатель имел четыре цилиндра, рабочий объем 2,2 литра и три варианта мощности – 136, 150 и 177 л.с.


Toyota Avensis T250

RAV4 III (XA30)

Lexus IS220

TOYOTA Auris Е150


D-CAT – что это за технология?

D-CAT расшифровывается как Diesel Clean Advanced Technology. Toyota использовала новую, очень сложную систему в двигателях с маркировкой D-CAT, которая в два раза дороже, чем стандартный фильтр DPF. Он сочетал в себе задачи, которые в настоящее время выполняются фильтрами твердых частиц и системами селективного каталитического восстановления, то есть снижение количества твердых частиц и оксидов азота. В системе D-CAT используется четырехкомпонентный катализатор DPNR (дизельные частицы и сокращение выбросов NOX). Он очень эффективен, поэтому способен удалять частицы сажи и оксиды азота. Все делается без добавления каких-либо жидкостей (например, фильтры FAP требуют использования жидкости Eolys, а системы SCR – жидкости AdBlue). Благодаря каталитическому нейтрализатору двигатели D-CAT выделяют вдвое меньше оксида азота и на 80% меньше твердых частиц.


Практически каждый дизельный сажевый фильтр забивается из-за постоянной езды по городу. Французы частично решили эту проблему в своих влажных фильтрах FAP, используя в них жидкость Eolys, снизив температуру самовоспламенения сажи на 100°С. Toyota в D-CAT выбрала более сложное решение. Это пятая форсунка, задача которой – подавать топливо прямо к катализатору, что позволяет сжечь находящуюся в нем сажу. Это не означает, что D-CAT не будет засоряться во время продолжительной езды по городу, разгона с низких оборотов или терпимости к поврежденным форсункам. Как и другие автомобили с DPF и FAP, требует частой езды на высокой скорости за городом. Однако он намного прочнее. Очевидно, из-за очень сложной конструкции замена стоит очень дорого. К счастью, компании, которые занимаются профессиональной регенерацией фильтров DPF, также проводят очистку DPNR, хотя это дороже, чем очистка стандартного DPF.


Плюсы двигателей D-CAT

Агрегаты Toyota из семейства D-4 D-CAT являются одними из уникальных среди современных дизельных двигателей, поскольку отличаются очень высокой культурой работы. Плюс также отличная динамика и разгон.


Использование не требующей обслуживания цепи привода ГРМ, которая служит в течение всего срока службы двигателя, снижает затраты на обслуживание. Просто нужно помнить, что долговечность цепи зависит от качества моторного масла и его уровня. Производитель рекомендует менять масло каждые 30 тысяч км, но стоит делать это каждый год, максимум каждые 10000 км и менять масло вместе с фильтром, используя, конечно же, масло с параметрами, указанными производителем. Также стоит как можно чаще заменять воздушный фильтр и топливный фильтр.


Недостатки двигателей D-CAT

К сожалению, двигатели D-CAT тоже создают много проблем. Рассчитывающие на экономию люди могут быть сильно разочарованы – двигатели экономичны только за городом, в городах расход топлива опасно достигает 10 л/100 км. Кроме того, многие агрегаты используют большее количество моторного масла – до 0,5 л/1000 км, что, однако, часто не квалифицируется как дефект. Помните, что многие производители допускают расход моторного масла до 1 литра на 1000 км.


Пьезоэлектрические форсунки Denso используются в двигателях D-CAT. Новые форсунки дорогие. В большинстве случаев пьезоэлектрические форсунки не подлежат восстановлению из-за отсутствующих деталей. Форсунки очень чувствительны к качеству заправляемого топлива, поэтому всегда нужно заправлять их на определенных АЗС и как можно чаще заменять топливный фильтр. Однако ничто не вечно, и соблюдение этих правил не помешает заменить форсунки после превышения 200000 км пробега. Самый дешевая новая форсунка оригинального инжектора Denso стоит более 40000 рублей за штуку.


Долговечность турбокомпрессора с изменяемой геометрией лопастей зависит от способа работы и качества масла. Некоторые могут быть восстановлены. Новая турбина стоит около 160 тысяч рублей. Новый DPNR стоит 90 тысяч. Оригинальный ТНВД Denso стоит более 120 тысяч. Хорошие свечи накаливания стоят более 2000 рублей каждая. Оригинальный расходомер воздуха стоит 15 тысяч рублей. Двухмассовый маховик, долговечность которого также зависит от манеры вождения, стоит от 60 до 160 тысяч рублей. Как видите, цены на новые запчасти очень высокие.


Двигатели D-CAT также страдают от серьезного дефекта – прогорания прокладки головки блока цилиндров. Неисправность видна после черного налета на соединение блока ДВС с головкой. Кроме того, стандартные признаки – утечка охлаждающей жидкости и ее смешивание с моторным маслом (что приводит к заклиниванию двигателя), а также характерный белый дым из выхлопной трубы. В некоторых автомобилях производитель заменил двигатели на новые (автомобили не могут быть старше 7 лет или пробегом более 180000). Кампания по отзыву включала модели Avensis, произведенные с апреля 2005 г. по февраль 2009 г., модели RAV4, произведенные с июля 2005 г. по ноябрь 2008 г., модели Auris, произведенные с сентября 2006 г. по сентябрь 2009 г., и модели Verso, произведенные с апреля 2005 г. по ноябрь 2008 г.

Механики говорят, что неисправность прокладки головки блока цилиндров D-CAT происходит из-за перегрузки двигателя, например, частой езды на экстремальной скорости.


Заключение

Покупка современного автомобиля с дизельным двигателем всегда сопряжена с большим риском и приходится учитывать ряд дополнительных затрат. К сожалению, иногда они могут равняться или превышать покупную цену автомобиля.